ГИПЕРКЕРАТОЗ КОЖИ
ПРИЧИНЫ, ЛЕЧЕНИЕ

Гиперкератоз кожи – причины, симптомы и лечение

Процесс обновления кожи происходит постоянно. Ороговение верхнего слоя, состоящего из эпителия, эпидермиса, называется кератозом.

Образовавшиеся чешуйки отпадают естественным образом. Но если механизм процесса по какой-либо причине нарушается, наблюдается ороговение эпидермиса в избыточном количестве. Называется заболевание гиперкератоз.

Факторы, способствующие появлению заболевания

Естественный механизм обновления кожи происходит путем перемещения клеток из нижних слоев дермы в верхние. По пути в них скапливается кератин, придающий прочность. В результате создается эпидермис, обеспечивающий естественную защиту средним, нижним тканям от внешних воздействий: температурных перепадов, механических повреждений, ультрафиолетовых лучей.

При нарушениях естественного процесса обновления развивается гиперкератоз. Появление избыточного слоя ороговевших клеток на стопах может наблюдаться у здорового человека. Реже такие скопления появляются на коленях, локтях. Эти огрубевшие участки кожи не являются патологией. Они формируются в местах, испытывающих повышенные нагрузки, создается надежная защита для предотвращения повреждения кожных тканей.

Но гиперкератоз может свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний:

• псориаза;
  • нарушения обменных процессов;
  • воспалительных заболеваний кожи;
  • наследственных дерматологических заболеваний;
  • злокачественных и доброкачественных новообразований.
Самостоятельным заболеванием эта патология не является, она всегда появляется на фоне других болезней.

Симптоматика гиперкератоза

Главным признаком патологии являются утолщения, состоящие из грубой кожной ткани, имеющей слишком темный или слишком светлый оттенок. Симптомы зависят от вида гиперкератоза, причины, вызвавшей нарушение. В большинстве своем с гиперкератозом, проявляющимся на стопах, сталкиваются люди, имеющие лишний вес, ортопедическое нарушение в виде плоскостопия, сколиоза, хромоты. При таких показателях нагрузка на ступнях распределяется неравномерно.

Эта патология в основном диагностируется у взрослых, пожилых людей из-за естественного замедления процессов обновления, наличия различных хронических заболеваний. Но не исключено появление гиперкератоза у детей. Его причиной является наличие атопического дерматита. Кожа в местах утолщений чешется, создается риск повреждений покровов. Обычно проблема проходит самостоятельно после периода полового созревания.

Лечение гиперкератоза

Есть три способа лечения данной патологии:

• косметический,
  • медикаментозный,
  • хирургический.
На раннем этапе применяются косметологические методики. В устранении слоев огрубевшей кожи используются распаривания и ванночки, пемза, крема, обладающие смягчающими, увлажняющими свойствами. Обязательным условием является ношение обуви, не сдавливающей, не натирающей стопы. В ванночки для ступней добавляются настои хвои, ромашки аптечной, цветов календулы, коры сосны.

В медикаментозной терапии используется комплексное лечение. Первоначально выявляется причина, вызывающая сбои в механизме кератоза. После этого назначаются средства для устранения провоцирующего фактора или для перевода заболевания в фазу ремиссии. Кроме того рекомендуется диета для нормализации веса, витаминно-минеральные комплексы для восстановления обменных процессов, реакций метаболизма. Назначаются кератолитические мази. Эти препараты разрушают ороговевшие слои.

Хирургическое лечение используется в сложных случаях, когда косметологические, терапевтические методики не помогут добиться нужного результата. Кроме традиционного удаления ороговевшей кожи скальпелем используется радиоволновой нож. Это щадящая методика, при которой отсутствуют болевые ощущения, гарантируется сохранение окружающих тканей, исключается кровотечение, нет риска занесения инфекции.

В Центре подологии в Санкт-Петербурге используются все новейшие методики в лечении гиперкератоза. Устранением патологии занимаются квалифицированные косметологи, дерматологи. В сложных случаях используется атравматичная радиоволновая хирургия.